Совместный проект художников Татьяны Баданиной и Владимира Наседкина по исследованию пространства и выявлению структуры света.
пресс-релиз:
Выставка «Геометрия света» демонстрирует работы последних пятнадцати лет, складывающихся в оригинальную инсталляцию в музейном пространстве «Руина», световая маэстрия которого формируется открытыми межэтажными потолочными перекрытиями, законсервированными после пожара.
Татьяна Баданина раскрывают тему света в архитектуре кинетической инсталляцией «Генераторы радуг» (2008–2012), переносящей природное разложение спектра в интерьер, и продолжает оптическими объектами «Колодец» (2010) и «Обратная перспектива» (2010). «Белые одежды» – проект художницы 2015 года – представляет бумажные архитектонические конструкции больше человеческого роста, отсылающие к конкретным историческим культурам: здесь детали одежды восточной, ритуальной, церковных облачений и просто платьев ведут со зрителем диалог о предмете искусства и способах его использования. Все эти формы обобщены и минимализированы: такая художническая стратегия по-новому визуализирует сам феномен одежды и переосмысляет авангардистские опыты конструирования костюма – работы Варвары Степановой, Ольги Розановой и Александры Экстер.
Живописная серия Владимира Наседкина «Геометрия света» (2001–2009) минималистична и исполнена в нескольких простых цветах: белом и черном, сером и бежевом. Здесь динамика фактур и линий создает напряжение деформированного пространства: картины походят на пленэрные работы по фиксации архитектурных построек 1920-х годов со смещенным ракурсом, характерным для эстетики конструктивизма. «Мифологема “текст и число как пространство”, определившая всю визуальную культуру постмодернизма, – говорит о Наседкине историк искусства Виталий Пацюков, – остается ведущей практически во всех современных альтернативных проектах, меняя свои акценты и контексты… Искусство Владимира Наседкина органично существует в этих границах знаковой мифологии, описывая мир как Алфавит в геочисловых пределах и последовательностях… Идеи древних культур мерцают в пространстве геометрических топосов Владимира Наседкина, материализуясь в знаки, в пластические элементы и математические поверхности»
В целом проект «Геометрия света» обнажает пересечения между живописной традицией минимализма, символическими объектами, оптическими приемами и драматургией архитектурных пространств. Экспозиция открывается проекцией с ретроспективой ландшафтных объектов и кинетических скульптур художников: это «Архитектура воды, металла и камней» (1999), «Красная линия» (2001), «Шумел камыш» (2003), «Линия горизонта» (2003), «Арфа для ветра» (2006) и другие. «Если артефакты Наседкина создают впечатление постоянства и непобедимости, – пишет о работах художников американский славист и искусствовед Джон Боулт, – то работы Баданиной – лепные, пластичные, изменчивые и двойственные».
Татьяна Баданина (р. 1955), окончила художественно-графический факультет Нижне-Тагильского государственного педагогического института, член Союза художников СССР (1989). Почетный член Российской Академии художеств.
Владимир Наседкин (р. 1954), окончил художественно-графический факультет Нижне-Тагильского государственного педагогического института, член Союза художников СССР (1983), Заслуженный художник России (1996), Почетный член Российской академии художеств. Работы художников представлены в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства и других государственных и частных коллекциях.